О том, как в "Туймазы-Арене" варят лёд

DSC_8095.JPG
CWncgie-OlA.jpg
DSC_2739-1.jpg
DSC_8132.JPG
Фото: www.tuvest.ru
Ледовое поле – это многослойный «пирог» и километры труб

  Журналисты «Туймазинского вестника» выкатились на лёд, проследили за каждым этапом появления скользящего слоя, узнали, как красят холодное покрытие и почему лёд дружит с кипятком.
Многослойный «пирог» 

—  Сделать  хороший  каток  –  целая  наука,  –  главный инженер ледового комплекса  «Туймазы-Арена» Рафаэль  Бахтияров  придвинул  ко мне поближе  толстенную  папку  с  документами  и  чертежами  и  принялся  с  воодушевлением  излагать.  –  Поле  у  нас  огромное,  60  на  30  метров. Основание  ледовой  арены  мы  называем  «многослойным  пирогом».  Каждый  слой  имеет  своё  предназначение.  Первый  –  бетон  толщиной  10  сантиметров.  Второй  –  металлическая  сетка.    Третий  –  полиэтиленовые  трубы,  общая  протяжённость  которых  составляет  3,5  километра.  Они  нужны  для  подогрева  грунта.  Расстояние  между  ними  –    20  сантиметров,  в  них  закачан  подогретый  этиленгликоль  (40-процентный  антифриз),  чтобы  между  льдом  и  грунтом  была  постоянная  температура.

  Четвёртый  слой  –  бетон.  Пятый  –  теплоизоляция  (пеноплекс),  которая  не  даёт  теплу  уходить  в  грунт.  Шестой    –  швеллерные  опоры.  Седьмой  –  металлическая  сетка.  Восьмой    –  охлаждающие  трубки  с  этиленгликолем  через  каждые  пять  сантиметров  по  всему  полю.  Их  общая  длина  составляет  23  километра.  Девятый  –  плёнка.  Десятый  –  бетон.  И  вот  на  эту  «подушку»  намораживается  «рабочий»  лёд.   
—  Рассказывали,  что  однажды  у  кого-то  из  соседей  во  время  хоккейного  матча  из-подо  льда  фонтаном  пошла  вода...
— Не  вода,  а  этиленгликоль,  –  поправляет  меня  Рафаэль  Нургалеевич.  –  Случай  произошёл  в Бавлах.  Скорее  всего,  у  них  порвало  трубку  с  этиленгликолем. Представляете,  если  бы  всё  вытекло?  Это  же  шесть  тонн  хладагента. ЧП!...  Но  они  сработали  оперативно  и  никто  не  пострадал.

  Первый  лёд  нам  залила  организация  из  Ижевска  «Холодстрой».  Но после  ЧП  у  соседей  в  Бавлах  нам  хотелось  своими  глазами  увидеть состояние  бетонной  плиты.  Отключили  компрессоры, теплогенераторы. Несмотря  на  то,  что  на  улице  стояла   
40-градусная жара,  целую неделю  растапливали!

  На  заливку  рабочего  льда    у  нас  ушло  пять  дней.  Восемь  человек  работали  в  две  смены  без  остановки.   



  По  технологии  бетонная  плита  должна  быть  идеально  ровной.  Обнаруженные  на  ней  небольшие  ямочки  на  качество  не  влияют,  но  мы  всё  равно  занесли  их  на  карту.  И  занялись  заливкой  рабочего  льда  уже  самостоятельно.  Толщина льда должна быть не менее четырёх сантиметров. Чтобы  получить  крепкое  и  качественное  покрытие,  нужно  чтобы  каждый  последующий  слой  катка  полностью  замёрз.  И  лишь  после  этого  заливать      следующий.



Клеим разметку будто обои
Лёд,  как  и  бетонная  «подушка»,  также  получается  многослойным.  Заморозка льда начинается с охлаждения плиты основания. Оживают агрегаты, компрессоры и насосы гонят по венам и артериям ледового комплекса тонны хладагента. Сначала на плиту намораживают самый первый слой льда. Затем его красят 
специальной краской. Стандартный цвет – белый. Делают это прежде всего для эстетичности и зрелищности – чёрная шайба на унылом сером поле смотрится не очень красиво.

  После того, как покрашенный лёд застыл, на него сверху намораживают ещё один слой – защитный. Затем наступает самая ответственная часть – нанесение игровой разметки. Ею  обозначают  нейтральную  полосу,  игровую  зону,  место  вбрасывания  шайбы,  вратарские  площадки  и  так  далее.

  Сегодня существуют две основные технологии размечивания поля: при помощи краски и специальных бумажных полотен. В «Туймазы-Арена» используют бумажную разметку. Она полностью пропитывается водой и идеально вмерзает в ледовое покрытие. 



  Нанесение разметки напоминает поклейку обоев. Сперва натягивается нитка-направляющая, затем раскатывается заготовка будущей линии, которая тщательно проливается водой  и разравнивается малярным валиком. Здесь самое главное  – аккуратность и точность. 

  На финальном этапе заливки на лёд выезжает тяжёлая техника – четырёхтонный комбайн «Олимпия». Его работа состоит из трёх основных этапов – срезание и уборка старого покрытия, заливка нового слоя, а затем полировка и разравни-вание. Сначала с  поверхности  льда  с  помощью  воды  убирают  грязь. Ледяную стружку собирает специальный бункер и отправляет в кузов машины – по возвращении в гараж  ледовая шуга отправится в утилизатор, где снег растопят и сольют в канализацию.



  Свежеочищенный лёд заливают горячей водой, температура которого около 80 градусов по Цельсию! Она  равномерно  разливается  по всей площади катка с  помощью  распределительной  рампы,  сглаживает  трещины,  срезы  и  прочие  неровности. Лёд, подтопленный горячей водой, машина полирует специальным «полотенцем», которое равномерно распределяет воду, втирая её в каждую микротрещину ледовой арены. После всех этих процедур поле превращается  в  идеальное  «зеркало».

Льду требуется лечение
Мощность оборудования «Туймазы–Арена» – около 400 киловатт на холод – примерно в 1000 раз больше морозного потенциала бытового холодильника. Эту силу охлаждения делят три компрессорных агрегата. Они работают в двухконтурном режиме – подобно всякому кухонному агрегату охлаждают фреон, а затем организуют его теплообмен этиленгликолем, который течёт по трубам непосредственно на поле.

  Компрессорная  станция полностью  автоматизирована  –  сплошная  электроника.  Её  обслуживают  специалисты  из  Ижевска.  Работает  как  часы  уже  пять  лет.  Немецкое  качество  оценивается  в  10  миллионов  рублей.   
— Лёд  –  субстанция  капризная.  Он  требует  постоянного  ухода.  Пойдёмте  посмотрим,  как  его  лечат,  –  предложил  Бахтияров.
В  гараже,  где  поддерживается  температура  не  ниже  +1  градуса,  на  приколе  белой  глыбой  возвышался  лёдозаливочный  комбайн.  Он  проводит  процедуру  «лечения»  поверхности  катка  ежедневно по  7-8  раз.

  Машина  серьёзная,  вот  почему  руководство  «Туймазы-Арены»    каждый  год  заключает  договор  на  её  обслуживание  со  специалистами  компании  «Спорт  АЙС  Сервис»  (г.  Москва).
Помимо  главного  инженера  Рафаэля  Бахтиярова,  за  состоянием  льда  следит  целая  команда  специалистов.  Это  слесарь  КИПиА  Рим  Хазиев,  энергетик  Марс  Тимергазин  и  четыре  ледовара  Владимир  Лещенко,  Юрий  Козюров,  Рифгат  Шарипов  и  Салават  Сахабутдинов.

  Кстати,  в календаре  праздников  недавно  появилась  ещё  одна  дата –  День  ледовара.  Его  отмечают  16  января.  Не  забудьте  поздравить  людей,  которые  обеспечивают  фигуристам  и  хоккеистам  лёгкое  скольжение.

Наш корреспондент
 
По теме
После серии недавних происшествий, связанных с отказом в посадке пассажиров из России и других стран на рейсы в Латинскую Америку, авиакомпания Turkish Airlines внесла коррективы в список обстоятельств,
В Башкирии стартовала операция «Государственный регистрационный знак» - Сетевое издание Республика Башкортостан С 19 марта в регионе проходит мероприятие, направленное на выявление транспорта с подложными и находящимися в розыске госномерами, а также прекращенными регистрационными действиями,
Сетевое издание Республика Башкортостан
В Башкирии прошёл семинар по партнерскому финансированию - Сетевое издание Республика Башкортостан Семинар для членов Координационного совета по реализации эксперимента по партнерскому финансированию в республике состоялся на площадке межвузовского студенческого кампуса Евразийского научно-образовательного центра.
Сетевое издание Республика Башкортостан