Новости города БезФормата.Ru
Туймазы
Главные новости
 
Задать вопрос?

Готовимся к ЕГЭ по химии

В «Туймазинском вестнике» № 9 от 24.01.2017 г. и № 20 от 18.02.2017 г. рекомендации 11-классникам давали доценты ведущих республиканских вузов, преподаватели русского языка и литературы, математики, биологии. Мы продолжаем серию материалов по подготовке к ЕГЭ. Сегодня ценными советами по химии с будущими медиками, фармацевтами, инженерами-технологами, педагогами делится кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии БГПУ им. М. Акмуллы Елена ЕФИМОВА .


В порядке возрастания свойств или убывания

– В 2017 году из КИМов ЕГЭ по химии полностью исключены задания с выбором одного варианта ответа. Вместо них появились задания, предполагающие выбор двух и более вариантов ответа. При этом имеет значение не только ответы, но и порядок их выбора.

Возьмём, например, вопрос № 2, который проверяет знание Периодического закона и Периодической системы Д.И. Менделеева. При ответе на него необходимо не просто выбрать три элемента (из пяти предложенных), находящихся в одной группе (или в одном периоде), но расположить в порядке возрастания или убывания их свойств (металлических или неметаллических).

В демонстрационном варианте, размещенном на сайте fipi.ru, во втором задании из предложенных пяти элементов: 1) натрий; 2) калий; 3) кремний; 4) магний; 5) углерод предлагается выбрать три элемента, находящихся в одном периоде Периодической системы Д.И. Менделеева и расположить их в порядке возрастания их металлических свойств – как требуется в задании.

Элементами одного (третьего) периода являются натрий (1), кремний (3) и магний (4). Из них металлические свойства наиболее выражены у натрия, а наименее – у кремния. Следовательно, ответ на это задание должен быть записан следующим образом: 3, 4, 1. При другой последовательности цифр (даже если сами цифры выбраны верно) ответ будет считаться неправильным.

Если в задании нет специальных условий, то ответы следует располагать в порядке их перечисления в условии.


Алгоритм действий в задании № 11.

-- Это задание считается одним из наиболее сложных, поскольку для правильного ответа на него требуется знание общих и специфических свойств всех неорганических соединений. По своей структуре это задание на соответствие, в котором к каждому из четырёх приведённых неорганических веществ нужно подобрать соответствующие реагенты.

Для примера возьмем задание № 11 из демо-версии, размещенной на сайте fipi.ru. В нём требуется установить соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать:

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

РЕАГЕНТЫ

А) S

Б) SO 2

В) Zn(OH) 2

Г) ZnBr 2 (р-р)

1) AgNO 3 , Na 3 PO 4 , Cl 2

2) BaO, H 2 O, KOH

3) H 2 , Cl 2 , O 2

4) HBr, LiOH, CH 3 COOH (р-р)

5) H 3 PO 4 (р-р), BaCl 2 , CuO

Для того, чтобы ответить на это задание, необходимо сначала определиться, к какому классу неорганических соединений относится каждое вещество, а затем выбрать реагенты, исходя из знания общих химических свойств веществ данного класса и специфических свойств соединений, образованных элементом.

Так вещество под буквой А – это сера, является простым веществом – неметаллом. Зная свойства неметаллов (их способность реагировать с другими простыми веществами – металлами и неметаллами), мы делаем вывод, что все реагенты под номером 3 будут реагировать с серой.

Аналогично рассматриваем и оставшиеся три вещества.

Под буквой Б находится кислотный оксид – оксид серы (IV). Все кислотные оксиды реагируют с оксидами щелочных и щелочно-земельных металлов, щелочами. Также большинство кислотных оксидов растворяются в воде с образованием кислот. Всем этим условиям удовлетворяют реактивы под номером 2.

Под буквой В – амфотерный гидроксид (гидроксид цинка). Амфотерные гидроксиды обладают свойствами реагировать с кислотами и щелочами. Такие реагенты расположены под номером 4.

Под буквой Г -- средняя соль (бромид цинка). Свойства солей определяются несколькими факторами, такими как образование осадков в результате реакции, вытеснение менее активного металла более активным, вытеснение сильной кислотой кислотного остатка слабой кислоты. Есть и специфические свойства. Например, в галогенидах возможно вытеснение менее активного галогена более активным. Таким образом, для этого вещества (бромида цинка) подходят реагенты под номером 1. Нитрат серебра образует осадок с бромид-анионом (бромид серебра), ортофосфат натрия даёт осадок с цинком (ортофосфат цинка), а молекулярный хлор как более сильный галоген вытесняет бром из бромида цинка.

Ответ: 3, 2, 4, 1.

При ответе на это задание нужно иметь в виду, что двум разным веществам могут соответствовать одни и те же реагенты, поэтому цифры в конечном ответе могут повторяться. Такие задания нельзя решать, пользуясь методом исключения.


Пример выполнения задания № 30.

– Задание № 30 – из второй части ЕГЭ, поэтому требует развёрнутого решения. Оно проверяет уровень владения выпускниками навыком составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

К примеру, дана реакция:

Na 2 SO 3 + … + KOH → K 2 MnO 4 + … + H 2 O

Необходимо уравнять эту реакцию, используя метод электронного баланса, а также определить окислитель и восстановитель.

Задание усложняется тем, что в уравнении пропущены некоторые вещества, которые нужно дописать самостоятельно.

Первое, что необходимо сделать – расставить степени окисления у всех атомов в каждом соединении.

Na +1 2 S +4 O -2 3 + … + K +1 O -2 H +1 → K +1 2 Mn +6 O -2 4 + … + H +1 2 O -2

Далее нужно найти две пары атомов, которые поменяли свои степени окисления в ходе данной реакции. В некоторых заданиях одна или обе пары таких атомов видны сразу. Однако в нашем случае мы видим, что калий, кислород и водород свои степени окисления не меняют. Следовательно, поменять их могут только сера и марганец. При этом в пропущенных веществах находятся именно эти элементы в другой степени окисления.

Здесь нужно вспомнить схему реакций восстановления перманганат-аниона:

- в кислой среде перманганат-анион превращается в ион марганца

(MnO 4 - → Mn 2+ );

- в нейтральной среде – в оксид марганца (IV) (MnO 4 - → MnО 2 );

- в щелочной среде – в манганат-анион (MnO 4 - → MnO 4 2- ).

Я рекомендую запомнить эту схему, так как в большинстве реакций в заданиях такого рода используется именно перманганат.

В нашей реакции среда щелочная (так как в уравнении есть КОН) и в результате получается манганат калия. Следовательно, исходным веществом (согласно схеме) должен быть перманганат калия KMnO 4 , в котором степень окисления марганца равна +7.

Итак, мы знаем первую пару атомов, поменявших степень окисления – это атомы марганца в перманганате калия (степень окисления +7) и в манганате калия (степень окисления +6). Можем написать первую часть электронного баланса:

Mn +7 + 1e → Mn +6 восстановление

Как мы видим, степень окисления марганца понизилась. Следовательно, это процесс восстановления, а перманганат калия является окислителем за счёт Mn +7 и в реакции он принимает 1 электрон.

Так как в этой паре произошло понижение степени окисления, то в другой паре должно произойти её повышение. Мы имеем серу в составе сульфита натрия в степени окисления +4. Так как сера стоит в VI группе Периодической системы Д.И. Менделеева, то её максимальная степень окисления +6. Следовательно, может произойти повышение степени окисления серы от +4 до +6. Мы можем дописать вторую часть электронного баланса:

S +4 – 2e → S +6 окисление

Произошло повышение степени окисления серы, значим мы имеем процесс окисления, а сульфит натрия является восстановителем за счет S +4 и отдаёт два электрона.

Далее необходимо дописать второе пропущенное вещество (в продуктах реакции), в составе которого есть сера в степени окисления +6. Сера в этой степени окисления образует оксид (SO 3 ), серную кислоту (H 2 SO 4 ) и соли серной кислоты. Оксид и кислота в продуктах этой реакции быть не могут, так как в ней участвует гидроксид калия. Следовательно, пропущенным веществом является сульфат натрия (Na 2 SO 4 ).

Итак, мы имеем окончательную реакцию:

Na 2 SO 3 + KMnO 4 + KOH → K 2 MnO 4 + Na 2 SO 4 + H 2 O

Также мы составили электронный баланс:

Mn +7 + 1e → Mn +6 восстановление │2

S +4 – 2e → S +6 окисление │1

Находим наименьшее общее кратное между количеством отданных и принятых электронов. Оно равно 2. Затем делим эту цифру на количество электронов в реакциях окисления и восстановления и полученные значения будут коэффициентами в уравнении реакции. Вещества, в которых степени окисления не менялись (КОН и Н 2 О) уравниваем в последнюю очередь. Для проверки можно посчитать общее количество атомов водорода и кислорода в исходных веществах и продуктах реакции.

Расставляем коэффициенты и получаем уравнение, которое является ответом:

Na2SO3 + 2KMnO4 + 2KOH → 2K2MnO4 + Na2SO4 + H2O

За данное задание можно получить максимально три балла. Один балл за правильно дописанную и уравненную реакцию, второй балл – за правильно составленный электронный баланс и третий балл – за верно указанные окислитель и восстановитель.


По книгам каких авторов лучше заниматься? Какие сайты использовать ?

-- Здесь нужно выделить две категории источников: книги, содержащие теоретический материал, и различные тренировочные задания.

Из первой категории я бы рекомендовала школьные учебники, так как в них собран весь теоретический материал, причём изложен он в максимально доступной форме. Очень хорош в этом плане учебник О.С. Габриеляна для 11 класса, профильный уровень. Его содержание отражает требования ЕГЭ. Из дополнительной литературы могу посоветовать учебное пособие «Начало химии», авторы Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин, В.А. Попков. В нём представлен весь материал школьного курса химии, изложен доступно и интересно. Это пособие адресовано всем потенциальным абитуриентам химических направлений и медицинских специальностей.

Из категории тренировочных и дидактических материалов можно использовать любые пособия с индикатором ЕГЭ-2017. Все они содержат типовые тестовые задания. Причём сейчас продаются как тематические тренинги, в которых на типовых примерах отрабатываются отдельные темы, так и полные варианты тестов. Однако, хочу обратить внимание на то, что в тестах довольно часто встречаются ошибки как в заданиях, так и в ответах. Поэтому все спорные вопросы лучше всего обсуждать с учителем.

Из опыта замечу, что многие выпускники готовятся исключительно по тестам. Они считают, что если прорешают много вариантов, то «набьют руку» и напишут ЕГЭ хорошо. Это ошибочное заблуждение. Механически отвечая на типовые вопросы, выучить химию невозможно. Да и нет гарантии, что на экзамене будут такие же вопросы. Лучше всего готовиться по учебникам и по школьным задачникам (их сейчас тоже много), а тестирование использовать только как проверку знаний.

Из задачников мне очень нравится серия, разработанная Н.Е. Кузнецовой и А.Н. Левкиным, для 8-11 классов. Здесь собраны действительно интересные задачи, которые проверяют не только знания, но и формируют логическое мышление.

Сайтов сейчас тоже много, но у меня вызывает доверие только fipi.ru. Это официальный сайт разработчиков ЕГЭ и ОГЭ, поэтому на нём представлена выверенная информация.


Обратите внимание

– Если говорить в целом, я бы рекомендовала посмотреть механизмы протекания химических реакций в органических соединениях. Хорошо бы вспомнить и систематизировать качественные реакции на катионы и анионы, а также на органические соединения. Нужно посмотреть прикладную химию, особенно научные принципы химических производств. Ну и, конечно, решать расчётные задачи. Практика показывает, что именно в задачах школьники испытывают трудности.

Очень часто ребята не вникают в суть задания и поэтому отвечают неправильно (хотя вопрос вроде бы лёгкий). Нередко такое бывает в вопросах, связанных с темами «Химическая связь», «Периодический закон».

Бывает, нарушается порядок цифр в ответе (это касается вопросов, в которых важна последовательность выбранных ответов), либо неправильное округление окончательного результата в заданиях 28 или 29. В них всегда пишется, с какой точностью нужно записать ответ. И если записан он неверно, то ответ не засчитывается даже при условии правильного решения.

Ну и конечно больше всего ошибок в ответах на задания второй части. Например, в ответе на 30-й вопрос школьники забывают указывать окислитель и восстановитель, а это значит минус 1 балл как минимум.

Другой пример. В ответах на вопросы №№ 31 и 32 предполагаются уравнения реакций. Обычно каждая реакция приносит по 1 баллу, но только если она написана правильно, уравнена и указаны условия её протекания. Случается, что выпускники пишут только саму реакцию, а про условия забывают. Иногда и уравнивать забывают. И реакция не засчитывается.

А если речь идёт о реакциях с участием органических соединений (задание 32), то эти соединения нужно писать структурно и выделять те группы, которые непосредственно участвуют в реакции.

В задании 33 (а это комплексная расчётная задача) очень часто в расчётах не учитываются такие факторы, как выпадение осадка или выделение газа. В таких задачах обычно требуется рассчитать концентрацию какого-то вещества (чаще всего продукта) в конечном растворе. Большинство школьников правильно рассчитывают массу этого вещества, а вот при расчёте массы раствора не учитывают то, что осадки или газы в состав раствора не входят и на его массу, соответственно, не влияют. В итоге задача считается решённой наполовину.

Я бы посоветовала, во-первых, внимательно и не спеша читать задание, а, во-вторых, чётко и аккуратно оформлять ответы на задания второй части теста.


Как запомнить формулы?

– Для того, чтобы запомнить формулы, нужно чаще ими пользоваться -- записывать уравнения реакций, решать задачи и т.д. Тогда они автоматически запомнятся. Старайтесь чаще проговаривать названия веществ. Хорошо помогают запоминать формулы химические диктанты. Можно попросить учителя или одноклассника составить список из названий химических веществ и под диктовку записать их формулы. При этом на запись формулы одного вещества должно отводиться от 1 минуты до 30 секунд.

Нужно обращать внимание и на тривиальные (бытовые) названия веществ, так как они также используются в тестах. Например, у химического названия гидрата сульфата кальция есть тривиальное – алебастр.


Как распределить время на экзамене?

-- Не торопитесь и выполняйте задания в спокойном темпе. Лучше сначала сделать первую часть, а затем вторую. Если на какие-то вопросы вы не можете ответить, то лучше их пропустить и решать дальше. К ним можно будет вернуться после того, как будет решен весь тест. И обязательно нужно оставить хотя бы 30 минут на проверку и не спеша (!) перенести ответы в соответствующие бланки.

Успехов на экзамене!

Стало известно расписание ЕГЭ для выпускников в 2018 году - БашинформУФА, 13 дек 2017. /ИА «Башинформ», Альфия Аглиуллина/. Минюст России зарегистрировал приказы Минобрнауки России, утверждающие расписание проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ),
13.12.2017 Башинформ
Полученный продукт сохранил все полезные свойства, но официального названия пока еще не получил.
13.12.2017 ГТРК Башкортостан
Ученые: Болезнь Альцгеймера может возникнуть не в мозгу - Tdnu.RuБолезнь Альцгеймера относится к заболеваниям мозга. Но ученые из Китая полагают, что провоцировать ее появление могут другие органы.
12.12.2017 Tdnu.Ru
Британские ученые выяснили настоящую профессию Иисуса - Tdnu.RuВ Великобритании вышел новый сериал «Настоящий Иисус из Назарета». Его авторы утверждают, что выяснили настоящую профессию Сына Божьего, а также истинное место его рождения.
12.12.2017 Tdnu.Ru
В Сибае состоялась Международная акция «Каждый день горжусь Россией!» - Администрации г. о. Сибай0 С 2015 года Молодежный парламент при Государственной Думе Российской Федерации в целях патриотического воспитания, сохранения и популяризации исторических знаний,
12.12.2017 Администрации г. о. Сибай
На факультете башкирской филологии провели межфакультетский квест «Эпоха Акмуллы», приуроченный ХII Акмуллинским чтениям - БГПУ им.М.Акмуллы12 декабря 2017 «Эпоха Акмуллы» – это квест-игра по историческим событиям, связанным с жизнью и творчеством М. Акмуллы, включающая в себя элементы ориентирования в той эпохе и выполнения заданий на эрудицию, смекалку,
12.12.2017 БГПУ им.М.Акмуллы
Ученые обнаружили ген «сексуального Альцгеймера» - Tdnu.RuГенетики обнаружили ген неверности и научились «излечивать» склонных к измене партнеров.
12.12.2017 Tdnu.Ru
Опасный путь к знаниям - БСТШкольного автобуса нет, подвоз детей до места учёбы не организован. С такой проблемой в редакцию новостей телеканала «БСТ» обратились жители села санатория Алкино.
12.12.2017 БСТ
Веселые старты - Управление образования г. УфаНа базе МАДОУ Детский сад №58, при поддержке отдела культуры, молодежной политики и спорта Администрации Калининского района ГО г. Уфа РБ, прошли Веселые старты,
12.12.2017 Управление образования г. Уфа
В г. Белебее прошел республиканский методический семинар  для учителей начальных классов - Управление образования Белебеевского района12 декабря на базе Башкирской гимназии-интерната г.
12.12.2017 Управление образования Белебеевского района
«Движение ради здоровья» - Управление образования г. УфаЕжегодно Региональная общественная организация Федерация спортивной аэробики и фитнес - аэробики РБ проводит Городской турнир по фитнес – культуре «Движение ради здоровья».
12.12.2017 Управление образования г. Уфа
«мозговой штурм» - Управление образования г. УфаСтаршеклассники  МБОУ «Башкирская гимназия № 122» приняли участие   в республиканском чемпионате по финансовой грамотности «мозговой штурм» Открытый республиканский чемпионат по финансовой грамотности для старшеклассн
12.12.2017 Управление образования г. Уфа
Мороз - воевода! - Управление образования г. УфаСегодня 12.12.2017г. на рассвете К детям МБДОУ Детский сад № 276 пришла Новогодняя сказка!
12.12.2017 Управление образования г. Уфа
Городское  методическое объединение учителей-дефектологов города Уфы - Управление образования г. УфаВ МБДОУ Детский сад №210 Калининского района прошло городское  методическое объединение учителей-дефектологов города Уфы по теме «Современные  подходы к организации профессиональной деятельности учителей-дефектологов и п
12.12.2017 Управление образования г. Уфа
«мозговой штурм» - Управление образования г. УфаСтаршеклассники  МБОУ «Башкирская гимназия № 122» приняли участие   в республиканском чемпионате по финансовой грамотности «мозговой штурм» Открытый республиканский чемпионат по финансовой грамотности для старшеклассн
12.12.2017 Управление образования г. Уфа
"Ёлки- палки" - Управление образования г. УфаВ "ЦРТ "Виктория" прошел новогодний рок-концерт "Ёлки- палки"  под руководством Хафизова Р.С.
13.12.2017 Управление образования г. Уфа
В Октябрьском районе проходит ряд мероприятий, посвященных Дню Конституции РФ и Дню Конституции РБ - Администрация гор.округа УфаВ декабре жители Октябрьского района смогут поучаствовать в различных мероприятиях, посвященных Дню Конституции РФ и Дню Конституции РБ.
12.12.2017 Администрация гор.округа Уфа
Учиться, работать, мечтать…
Более 800 юношей и девушек реализуют конституционное право на образование в Бирском многопрофильном профессиональном колледже.
Газета Победа
kadettu - Стерлитамакский рабочий
Инженеры-офицеры
Как получить двойную профессию?  В актовом зале школы № 4 собрались стерлитамакские старшеклассники, озадаченные вопросом: «Кем быть?».
Стерлитамакский рабочий
hud - Стерлитамакский рабочий
Директор Курбатов и его разноцветная школа
Здесь уже полвека учат рисовать и понимать прекрасное  Становление и развитие художественного образования в нашем городе трудно себе представить без художественной школы, которая в конце ноября отметила своё 50-летие.
Стерлитамакский рабочий
В Башкирии начальник районного отделения ГИБДД стирал из баз данных нарушения своих знакомых | ГТРК «Башкортостан» - ГТРК БашкортостанВ Башкирии возбуждено уголовное дело по подозрению 31-летнего начальника отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения  Отдела МВД России по Учалинскому району в совершении  7 эпизодов преступлений,
12.12.2017 ГТРК Башкортостан
В Новосибирской области мошенники из Башкортостана пытались взыскать с юридического лица более 51 миллиона рублей - БСТМошенники, среди которых и жители Башкортостана, под видом судебных приставов пытались взыскать с юридического лица в Новосибирской области более 51 миллиона рублей.
12.12.2017 БСТ
В ДТП в Башкирии пьяный водитель сбил ребенка - Tdnu.RuВ Башкирии, в Уфимском районе республики, сегодня днём легковой автомобиль совершил наезд на ребенка.
13.12.2017 Tdnu.Ru
alexander_myasnikov1 - Комсомольская правда Уфа
В Подмосковье ревнивый муж вывез жену в лес и пытал, отрубая топором пальцы
25-летняя мама двоих детей потеряла обе руки Александр РОГОЗА kp_ru_msk @rogozavr Утром в понедельник у Серпуховской больницы тормознула иномарка.
Комсомольская правда Уфа
Родные Ивана понятия не имеют, кто и зачем расправился с парнем - Комсомольская правда Уфа
Родные найденного погибшим Ивана Мускатина в Башкирии: «Его убили»
Бездыханное тело парня нашли в лесу Эльвина АПАРИНА Новость о том, что в Бижбулякском районе Башкирии нашли тело 23-летнего п ропавшего месяц назад Ивана Мускатина , потрясла всю деревню Калиновка, в которой жил парень.
Комсомольская правда Уфа
В такие вертки фасуют клады. Фото: Анатолий ЖДАНОВ - Комсомольская правда Уфа
Наркомафия вербует школьников, обещая им огромные зарплаты
Журналиста «Комсомолки» драгдилеры позвали работать, приняв за старшеклассника Андрей АБРАМОВ kpchel Советские люди охали над телесюжетами про какую-нибудь Колумбию, где дети торгуют героином.
Комсомольская правда Уфа
В Школе № 41 прошла акция «Язык-душа народа» - Управление образования г. Уфаприняли участие в Республиканской акции «Язык-душа народа», которая ежегодно проводится в рамках Международного фестиваля духовых этнических музыкальных инструментов «Музыка, рожденная ветром».
13.12.2017 Управление образования г. Уфа
Международный фестиваль этнических духовых инструментов «Музыка, рождённая ветром» завершился грандиозным гала-концертом - Министерство культуры РБВ столице Башкортостана грандиозным гала-концертом завершился первый Международный фестиваль этнических духовых инструментов «Музыка, рождённая ветром».
13.12.2017 Министерство культуры РБ
В Москве руководителю башкирской школы сэсэнов Асие Гайнуллиной вручили премию «Душа России» - БашинформВ Москве руководителю башкирской школы сэсэнов Асие Гайнуллиной вручили премию «Душа России» Фото: Азат Гафуров В Москве руководителю башкирской школы сэсэнов Асие Гайнуллиной вручили премию «Душа России» Фото:
13.12.2017 Башинформ
К "Царской" оперный готовится с размахом царским - Вечерняя Уфа
К "Царской" оперный готовится с размахом царским
В Башкирском государственном театре оперы и балета в эти дни артисты оперной труппы, хора и оркестра, а также все службы трудятся в режиме нон-стоп,
Вечерняя Уфа
emil - Стерлитамакский рабочий
Человек рисующий делает мир чуточку лучше
Успех в VI Всероссийском фестивале юных художников     Меня всегда живо интересовали люди, умеющие держать в руке кисть и карандаш.
Стерлитамакский рабочий
povar - Стерлитамакский рабочий
Корова из теста, пушка из огурцов
О мастерстве и художественном вкусе поваров    В сказочном декабре, когда весь город ждёт Новый год, в Стерлитамаке расцветает традиционный конкурс-сказка – состязание школьных поваров.
Стерлитамакский рабочий
Одна из самых главных сцен церемонии - Артем Ребров облачается в смокинг. Помогающий ему Руслан Нигматуллин знает толк в смокингах - когда-то и он был Джентльменом года, и врученный ему атрибут светских раутов до сих пор висит в его гардеробе Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН - Комсомольская правда Уфа«Комсомольская правда» наградила «Джентльмена года» Артема Реброва Константин ИВАНОВ Автомобиль «Лифан» у парадного входа отеля Hilton Garden Inn Moscow радостно мигал фарами,
13.12.2017 Комсомольская правда Уфа
В Уфе на стадионе «Строитель» откроется каток - Администрация гор.округа Уфа14 декабря в 17.00 часов на стадионе «Строитель» вновь начнет работу самый большой каток в северной части города площадью 7 тысяч кв.м.
12.12.2017 Администрация гор.округа Уфа
В Национальном музее РБ прошел шахматный турнир на призы депутата Венера Гимазетдинова - Государственное собрание - КурултайВ Национальном музее Республики Башкортостан состоялся шахматный турнир на призы депутата Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан,
12.12.2017 Государственное собрание - Курултай
Татьяна Тарасова Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН - Комсомольская правда Уфа
Как российских спортсменов отпустили на Олимпиаду под нейтральным флагом
Олимпийское собрание обещало поддержать наших атлетов Андрей ВДОВИН @av_esq Российским спортсменам, решившим выступать на Олимпиаде-2018 под нейтральным флагом, дан зеленый свет .
Комсомольская правда Уфа
Фото: Спорт-Экспресс - Комсомольская правда Уфа
Кто имеет шансы поехать на Олимпиаду от Башкирии?
Девять башкирских спортсменов смогут отправиться в Пхёнчхан-2018. Рустам МАКСЮТОВ Решение Международного олимпийского комитета от 5 декабря сложно назвать неожиданным.
Комсомольская правда Уфа
«Уфа» думает о выходе в Лигу Европы - Комсомольская правда Уфа
Шамиль Газизов: Мы верим, что «Уфа» может попасть в еврокубки
Генеральный директор ФК «Уфа» подвел итоги первой части чемпионата. Рустам МАКСЮТОВ Шамиль Газизов пришел на республиканский телеканал БСТ в программу «Спортбар» и рассказал о последних результатах команды.
Комсомольская правда Уфа
В г. Уфе идут к завершению восстановительные работы по дому № 60 по ул. Российская - Bashkortostan.RuНа данный момент в многоквартирном доме № 60 по ул. Российская в г. Уфе, где 1 ноября произошло обрушение облицовочной части фасада, подходят к завершению восстановительные работы.
13.12.2017 Bashkortostan.Ru
В Октябрьском районе проходит ряд мероприятий, посвященных Дню Конституции РФ и Дню Конституции РБ - Администрация гор.округа УфаВ декабре жители Октябрьского района смогут поучаствовать в различных мероприятиях, посвященных Дню Конституции РФ и Дню Конституции РБ.
12.12.2017 Администрация гор.округа Уфа
В России 12 декабря отмечается День Конституции - БСТ12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принят главный документ страны.
13.12.2017 БСТ
В Школе № 41 прошла акция «Язык-душа народа» - Управление образования г. Уфаприняли участие в Республиканской акции «Язык-душа народа», которая ежегодно проводится в рамках Международного фестиваля духовых этнических музыкальных инструментов «Музыка, рожденная ветром».
13.12.2017 Управление образования г. Уфа
Ночью в Уфе в пожаре погиб мужчина - 658407284 | ГТРК «Башкортостан» - ГТРК БашкортостанНочью 12 декабря в 04 часа 46 минут поступило сообщение о пожаре в жилом доме по улице Ахметова в Уфе.
12.12.2017 ГТРК Башкортостан