Новости города БезФормата.Ru
Туймазы
Главные новости
 
Задать вопрос?

Готовимся к ЕГЭ по химии

В «Туймазинском вестнике» № 9 от 24.01.2017 г. и № 20 от 18.02.2017 г. рекомендации 11-классникам давали доценты ведущих республиканских вузов, преподаватели русского языка и литературы, математики, биологии. Мы продолжаем серию материалов по подготовке к ЕГЭ. Сегодня ценными советами по химии с будущими медиками, фармацевтами, инженерами-технологами, педагогами делится кандидат педагогических наук, доцент кафедры химии БГПУ им. М. Акмуллы Елена ЕФИМОВА .


В порядке возрастания свойств или убывания

– В 2017 году из КИМов ЕГЭ по химии полностью исключены задания с выбором одного варианта ответа. Вместо них появились задания, предполагающие выбор двух и более вариантов ответа. При этом имеет значение не только ответы, но и порядок их выбора.

Возьмём, например, вопрос № 2, который проверяет знание Периодического закона и Периодической системы Д.И. Менделеева. При ответе на него необходимо не просто выбрать три элемента (из пяти предложенных), находящихся в одной группе (или в одном периоде), но расположить в порядке возрастания или убывания их свойств (металлических или неметаллических).

В демонстрационном варианте, размещенном на сайте fipi.ru, во втором задании из предложенных пяти элементов: 1) натрий; 2) калий; 3) кремний; 4) магний; 5) углерод предлагается выбрать три элемента, находящихся в одном периоде Периодической системы Д.И. Менделеева и расположить их в порядке возрастания их металлических свойств – как требуется в задании.

Элементами одного (третьего) периода являются натрий (1), кремний (3) и магний (4). Из них металлические свойства наиболее выражены у натрия, а наименее – у кремния. Следовательно, ответ на это задание должен быть записан следующим образом: 3, 4, 1. При другой последовательности цифр (даже если сами цифры выбраны верно) ответ будет считаться неправильным.

Если в задании нет специальных условий, то ответы следует располагать в порядке их перечисления в условии.


Алгоритм действий в задании № 11.

-- Это задание считается одним из наиболее сложных, поскольку для правильного ответа на него требуется знание общих и специфических свойств всех неорганических соединений. По своей структуре это задание на соответствие, в котором к каждому из четырёх приведённых неорганических веществ нужно подобрать соответствующие реагенты.

Для примера возьмем задание № 11 из демо-версии, размещенной на сайте fipi.ru. В нём требуется установить соответствие между формулой вещества и реагентами, с каждым из которых это вещество может взаимодействовать:

ФОРМУЛА ВЕЩЕСТВА

РЕАГЕНТЫ

А) S

Б) SO 2

В) Zn(OH) 2

Г) ZnBr 2 (р-р)

1) AgNO 3 , Na 3 PO 4 , Cl 2

2) BaO, H 2 O, KOH

3) H 2 , Cl 2 , O 2

4) HBr, LiOH, CH 3 COOH (р-р)

5) H 3 PO 4 (р-р), BaCl 2 , CuO

Для того, чтобы ответить на это задание, необходимо сначала определиться, к какому классу неорганических соединений относится каждое вещество, а затем выбрать реагенты, исходя из знания общих химических свойств веществ данного класса и специфических свойств соединений, образованных элементом.

Так вещество под буквой А – это сера, является простым веществом – неметаллом. Зная свойства неметаллов (их способность реагировать с другими простыми веществами – металлами и неметаллами), мы делаем вывод, что все реагенты под номером 3 будут реагировать с серой.

Аналогично рассматриваем и оставшиеся три вещества.

Под буквой Б находится кислотный оксид – оксид серы (IV). Все кислотные оксиды реагируют с оксидами щелочных и щелочно-земельных металлов, щелочами. Также большинство кислотных оксидов растворяются в воде с образованием кислот. Всем этим условиям удовлетворяют реактивы под номером 2.

Под буквой В – амфотерный гидроксид (гидроксид цинка). Амфотерные гидроксиды обладают свойствами реагировать с кислотами и щелочами. Такие реагенты расположены под номером 4.

Под буквой Г -- средняя соль (бромид цинка). Свойства солей определяются несколькими факторами, такими как образование осадков в результате реакции, вытеснение менее активного металла более активным, вытеснение сильной кислотой кислотного остатка слабой кислоты. Есть и специфические свойства. Например, в галогенидах возможно вытеснение менее активного галогена более активным. Таким образом, для этого вещества (бромида цинка) подходят реагенты под номером 1. Нитрат серебра образует осадок с бромид-анионом (бромид серебра), ортофосфат натрия даёт осадок с цинком (ортофосфат цинка), а молекулярный хлор как более сильный галоген вытесняет бром из бромида цинка.

Ответ: 3, 2, 4, 1.

При ответе на это задание нужно иметь в виду, что двум разным веществам могут соответствовать одни и те же реагенты, поэтому цифры в конечном ответе могут повторяться. Такие задания нельзя решать, пользуясь методом исключения.


Пример выполнения задания № 30.

– Задание № 30 – из второй части ЕГЭ, поэтому требует развёрнутого решения. Оно проверяет уровень владения выпускниками навыком составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

К примеру, дана реакция:

Na 2 SO 3 + … + KOH → K 2 MnO 4 + … + H 2 O

Необходимо уравнять эту реакцию, используя метод электронного баланса, а также определить окислитель и восстановитель.

Задание усложняется тем, что в уравнении пропущены некоторые вещества, которые нужно дописать самостоятельно.

Первое, что необходимо сделать – расставить степени окисления у всех атомов в каждом соединении.

Na +1 2 S +4 O -2 3 + … + K +1 O -2 H +1 → K +1 2 Mn +6 O -2 4 + … + H +1 2 O -2

Далее нужно найти две пары атомов, которые поменяли свои степени окисления в ходе данной реакции. В некоторых заданиях одна или обе пары таких атомов видны сразу. Однако в нашем случае мы видим, что калий, кислород и водород свои степени окисления не меняют. Следовательно, поменять их могут только сера и марганец. При этом в пропущенных веществах находятся именно эти элементы в другой степени окисления.

Здесь нужно вспомнить схему реакций восстановления перманганат-аниона:

- в кислой среде перманганат-анион превращается в ион марганца

(MnO 4 - → Mn 2+ );

- в нейтральной среде – в оксид марганца (IV) (MnO 4 - → MnО 2 );

- в щелочной среде – в манганат-анион (MnO 4 - → MnO 4 2- ).

Я рекомендую запомнить эту схему, так как в большинстве реакций в заданиях такого рода используется именно перманганат.

В нашей реакции среда щелочная (так как в уравнении есть КОН) и в результате получается манганат калия. Следовательно, исходным веществом (согласно схеме) должен быть перманганат калия KMnO 4 , в котором степень окисления марганца равна +7.

Итак, мы знаем первую пару атомов, поменявших степень окисления – это атомы марганца в перманганате калия (степень окисления +7) и в манганате калия (степень окисления +6). Можем написать первую часть электронного баланса:

Mn +7 + 1e → Mn +6 восстановление

Как мы видим, степень окисления марганца понизилась. Следовательно, это процесс восстановления, а перманганат калия является окислителем за счёт Mn +7 и в реакции он принимает 1 электрон.

Так как в этой паре произошло понижение степени окисления, то в другой паре должно произойти её повышение. Мы имеем серу в составе сульфита натрия в степени окисления +4. Так как сера стоит в VI группе Периодической системы Д.И. Менделеева, то её максимальная степень окисления +6. Следовательно, может произойти повышение степени окисления серы от +4 до +6. Мы можем дописать вторую часть электронного баланса:

S +4 – 2e → S +6 окисление

Произошло повышение степени окисления серы, значим мы имеем процесс окисления, а сульфит натрия является восстановителем за счет S +4 и отдаёт два электрона.

Далее необходимо дописать второе пропущенное вещество (в продуктах реакции), в составе которого есть сера в степени окисления +6. Сера в этой степени окисления образует оксид (SO 3 ), серную кислоту (H 2 SO 4 ) и соли серной кислоты. Оксид и кислота в продуктах этой реакции быть не могут, так как в ней участвует гидроксид калия. Следовательно, пропущенным веществом является сульфат натрия (Na 2 SO 4 ).

Итак, мы имеем окончательную реакцию:

Na 2 SO 3 + KMnO 4 + KOH → K 2 MnO 4 + Na 2 SO 4 + H 2 O

Также мы составили электронный баланс:

Mn +7 + 1e → Mn +6 восстановление │2

S +4 – 2e → S +6 окисление │1

Находим наименьшее общее кратное между количеством отданных и принятых электронов. Оно равно 2. Затем делим эту цифру на количество электронов в реакциях окисления и восстановления и полученные значения будут коэффициентами в уравнении реакции. Вещества, в которых степени окисления не менялись (КОН и Н 2 О) уравниваем в последнюю очередь. Для проверки можно посчитать общее количество атомов водорода и кислорода в исходных веществах и продуктах реакции.

Расставляем коэффициенты и получаем уравнение, которое является ответом:

Na2SO3 + 2KMnO4 + 2KOH → 2K2MnO4 + Na2SO4 + H2O

За данное задание можно получить максимально три балла. Один балл за правильно дописанную и уравненную реакцию, второй балл – за правильно составленный электронный баланс и третий балл – за верно указанные окислитель и восстановитель.


По книгам каких авторов лучше заниматься? Какие сайты использовать ?

-- Здесь нужно выделить две категории источников: книги, содержащие теоретический материал, и различные тренировочные задания.

Из первой категории я бы рекомендовала школьные учебники, так как в них собран весь теоретический материал, причём изложен он в максимально доступной форме. Очень хорош в этом плане учебник О.С. Габриеляна для 11 класса, профильный уровень. Его содержание отражает требования ЕГЭ. Из дополнительной литературы могу посоветовать учебное пособие «Начало химии», авторы Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремин, В.А. Попков. В нём представлен весь материал школьного курса химии, изложен доступно и интересно. Это пособие адресовано всем потенциальным абитуриентам химических направлений и медицинских специальностей.

Из категории тренировочных и дидактических материалов можно использовать любые пособия с индикатором ЕГЭ-2017. Все они содержат типовые тестовые задания. Причём сейчас продаются как тематические тренинги, в которых на типовых примерах отрабатываются отдельные темы, так и полные варианты тестов. Однако, хочу обратить внимание на то, что в тестах довольно часто встречаются ошибки как в заданиях, так и в ответах. Поэтому все спорные вопросы лучше всего обсуждать с учителем.

Из опыта замечу, что многие выпускники готовятся исключительно по тестам. Они считают, что если прорешают много вариантов, то «набьют руку» и напишут ЕГЭ хорошо. Это ошибочное заблуждение. Механически отвечая на типовые вопросы, выучить химию невозможно. Да и нет гарантии, что на экзамене будут такие же вопросы. Лучше всего готовиться по учебникам и по школьным задачникам (их сейчас тоже много), а тестирование использовать только как проверку знаний.

Из задачников мне очень нравится серия, разработанная Н.Е. Кузнецовой и А.Н. Левкиным, для 8-11 классов. Здесь собраны действительно интересные задачи, которые проверяют не только знания, но и формируют логическое мышление.

Сайтов сейчас тоже много, но у меня вызывает доверие только fipi.ru. Это официальный сайт разработчиков ЕГЭ и ОГЭ, поэтому на нём представлена выверенная информация.


Обратите внимание

– Если говорить в целом, я бы рекомендовала посмотреть механизмы протекания химических реакций в органических соединениях. Хорошо бы вспомнить и систематизировать качественные реакции на катионы и анионы, а также на органические соединения. Нужно посмотреть прикладную химию, особенно научные принципы химических производств. Ну и, конечно, решать расчётные задачи. Практика показывает, что именно в задачах школьники испытывают трудности.

Очень часто ребята не вникают в суть задания и поэтому отвечают неправильно (хотя вопрос вроде бы лёгкий). Нередко такое бывает в вопросах, связанных с темами «Химическая связь», «Периодический закон».

Бывает, нарушается порядок цифр в ответе (это касается вопросов, в которых важна последовательность выбранных ответов), либо неправильное округление окончательного результата в заданиях 28 или 29. В них всегда пишется, с какой точностью нужно записать ответ. И если записан он неверно, то ответ не засчитывается даже при условии правильного решения.

Ну и конечно больше всего ошибок в ответах на задания второй части. Например, в ответе на 30-й вопрос школьники забывают указывать окислитель и восстановитель, а это значит минус 1 балл как минимум.

Другой пример. В ответах на вопросы №№ 31 и 32 предполагаются уравнения реакций. Обычно каждая реакция приносит по 1 баллу, но только если она написана правильно, уравнена и указаны условия её протекания. Случается, что выпускники пишут только саму реакцию, а про условия забывают. Иногда и уравнивать забывают. И реакция не засчитывается.

А если речь идёт о реакциях с участием органических соединений (задание 32), то эти соединения нужно писать структурно и выделять те группы, которые непосредственно участвуют в реакции.

В задании 33 (а это комплексная расчётная задача) очень часто в расчётах не учитываются такие факторы, как выпадение осадка или выделение газа. В таких задачах обычно требуется рассчитать концентрацию какого-то вещества (чаще всего продукта) в конечном растворе. Большинство школьников правильно рассчитывают массу этого вещества, а вот при расчёте массы раствора не учитывают то, что осадки или газы в состав раствора не входят и на его массу, соответственно, не влияют. В итоге задача считается решённой наполовину.

Я бы посоветовала, во-первых, внимательно и не спеша читать задание, а, во-вторых, чётко и аккуратно оформлять ответы на задания второй части теста.


Как запомнить формулы?

– Для того, чтобы запомнить формулы, нужно чаще ими пользоваться -- записывать уравнения реакций, решать задачи и т.д. Тогда они автоматически запомнятся. Старайтесь чаще проговаривать названия веществ. Хорошо помогают запоминать формулы химические диктанты. Можно попросить учителя или одноклассника составить список из названий химических веществ и под диктовку записать их формулы. При этом на запись формулы одного вещества должно отводиться от 1 минуты до 30 секунд.

Нужно обращать внимание и на тривиальные (бытовые) названия веществ, так как они также используются в тестах. Например, у химического названия гидрата сульфата кальция есть тривиальное – алебастр.


Как распределить время на экзамене?

-- Не торопитесь и выполняйте задания в спокойном темпе. Лучше сначала сделать первую часть, а затем вторую. Если на какие-то вопросы вы не можете ответить, то лучше их пропустить и решать дальше. К ним можно будет вернуться после того, как будет решен весь тест. И обязательно нужно оставить хотя бы 30 минут на проверку и не спеша (!) перенести ответы в соответствующие бланки.

Успехов на экзамене!

Под таким названием 22 февраля 2018 г. в Академии ВЭГУ состоится Всероссийская научно-практическая конференция.
19.02.2018 Академия ВЭГУ
23 февраля – День защитника Отечества, один из дней воинской славы России.
19.02.2018 БГАУ
     В Башкирском ГАУ студенческий специализированный отряд «Колос» провел агитационную работу среди студентов.
19.02.2018 БГАУ
     15 февраля 2018 года Башкирский государственный аграрный университет принял участие во встрече со школьниками, учениками старших классов в с.Старосубхангулово Бурзянского района.
18.02.2018 БГАУ
     18 февраля исполняется 60 лет со дня рождения талантливого, уважаемого педагога, кандидата географических наук, доцента кафедры природообустройства, строительства и гидравлики Ларисе Рашитовне Загитовой.
18.02.2018 БГАУ
     Преподаватели кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин более 20-ти лет сотрудничают с Управлением образования и школами Нуримановского района.
18.02.2018 БГАУ
Министерство образования и науки России разработало краткие рекомендации для авторов по подготовке и оформлению научных статей в журналах, индексируемых в международных наукометрических базах данных.
18.02.2018 БГАУ
     Российская академия наук и ФГУП "Издательство "Наука" приняли решение открыть свободный доступ к архивам журналов РАН, включая номера журналов за 2017 год,
18.02.2018 БГАУ
В соответствии с международным рейтингом Webometrics Ranking of World Universities, обновленным на текущий год, наш университет продолжает демонстрировать высокий уровень присутствия в интернет-простр...
18.02.2018 Rb7.Ru
Ученики школы №49 посетили лекцию преподавателя Уфимского государственного нефтяного технического университета кафедры института нефтегазоваго бизнеса.
18.02.2018 Rb7.Ru
  18 февраля 2018 года в Уфимском Юридическом Институте МВД России пройдет «День открытых дверей» для будущих курсантов.
17.02.2018 Rb7.Ru
В гостях у учащихся Татарской гимназии №84 побывали представители Уфимского государственного театра «Нур» совместно с редактором газеты «Чаткылар» (детское приложение республик...
17.02.2018 Rb7.Ru
6 башкирских учёных получили полумиллионные гранты | ГТРК «Башкортостан» - ГТРК БашкортостанОбладателями грантов на развитие своих проектов станут 6 студентов, аспирантов и молодых ученых из Башкортостана.
17.02.2018 ГТРК Башкортостан
18 февраля 2018 года в Уфимском Юридическом Институте МВД России пройдет «День открытых дверей» для будущих курсантов.
17.02.2018 Rb7.Ru
     В Башкирском ГАУ студенческий специализированный отряд «Колос» провел агитационную работу среди студентов.
19.02.2018 БГАУ
Под таким названием 22 февраля 2018 г. в Академии ВЭГУ состоится Всероссийская научно-практическая конференция.
19.02.2018 Академия ВЭГУ
     Преподаватели кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин более 20-ти лет сотрудничают с Управлением образования и школами Нуримановского района.
18.02.2018 БГАУ
strelba - Стерлитамакский рабочий
Готовим защитников Отечества
В городе проходят традиционные соревнования будущих призывников в рамках Всероссийского месячника оборонно-массовой и спортивной работы.
Стерлитамакский рабочий
Кто вы – повелитель плазменного шара или человек-батарейка? - Стерлитамакский рабочий
Кто вы – повелитель плазменного шара или человек-батарейка?
Для горожан открылся музей-лаборатория занимательных наук Если вы завсегдатай центра технической информации (это филиал № 2 централизованной библиотечной системы по ул.Коммунистической, 2),
Стерлитамакский рабочий
Новая система упростит жизнь слепоглухонемым - Комсомольская правда Уфа
Школьник из Уфы разработал систему для общения слепоглухих людей, вдохновившись фильмом Нолана
Одиннадцатиклассник уже получил полумиллионный грант. Виктория КУПРИЯНОВА Артур Шайхатаров, учащийся 11 класса уфимской школы №42,
Комсомольская правда Уфа
В Башкирии столкнулись иномарка и полицейский УАЗ - 107782398 | ГТРК «Башкортостан» - ГТРК БашкортостанНочью в Мелеузе произошло ДТП: столкнулись полицейский УАЗ и Lifan. Водитель легковушки получил травмы и был госпитализирован.
18.02.2018 ГТРК Башкортостан
Розыск: В Уфе бесследно пропала 15-летняя школьница - Tdnu.RuСоцсети В столице Башкирии бесследно пропала 15-летняя Ангелина Гусева.
18.02.2018 Tdnu.Ru
В авиакатастрофе в Иране погибли 66 человек - ProUfu.RuФото: tasnimnews.com Самолет авиакомпании «Aseman Airlines» потерпел крушение через 20 минут после взлета из аэропорта Тегерана.
18.02.2018 ProUfu.Ru
Неизвестный стрелок убил несколько человек - Комсомольская правда Уфа
В Дагестане неизвестный преступник расстрелял толпу людей во время Масленицы
В результате нападения погибло четыре человека Алена БЕЛЯЕВА 18 декабря в дагестанском городе Кизляр неизвестный преступник расстрелял толпу людей, которые собрались отметить Масленицу.
Комсомольская правда Уфа
Митинг памяти погибших членов экипажа и пассажиров рейса "Саратовских авиалиний". На переднем плане несут фото пилота Валерия Губанова. - Комсомольская правда Уфа
Саратовские авиалинии: командир разбившегося Ан-148 получил медицинское заключение за два дня до последнего полета
Авиакомпания опровергла отсутствие допуска к полетам у Валерия Губанова Алексей ИВАНОВ Авиакомпания "Саратовские авиалинии" выступила с официальным опровержением информации о том,
Комсомольская правда Уфа
Последняя фотография одного из пассажиров разбившегося иранского самолета Фото: Twitter.com - Комсомольская правда Уфа
66 человек погибло при крушении иранского самолета
Он выполнял рейс из Тегерана в город Ясудж [видео] Аббас ДЖУМА @IBN_MOHAMMAD Лайнер ATR-72, принадлежащий одной из крупнейших иранских авиакомпаний Aseman Airlines,
Комсомольская правда Уфа
«Все начинается с любви…» - такие строки открыли литературный вечер «Любовь - волшебная страна» в библиотеке № 10, на который были приглашены обучающиеся Школы № 1. Лит...
18.02.2018 Rb7.Ru
В Уфе вспомнят командира легендарной 112-й Башкирской кавалерийской дивизии генерал-майора Шаймуратова - БашинформВ Уфе вспомнят командира легендарной 112-й Башкирской кавалерийской дивизии генерал-майора Шаймуратова Фото:
18.02.2018 Башинформ
В Башкортостане в ушедшем году вложили 7,7 млрд на культурное развитие жителей республики, как сообщает министр культуры Амина Ивниевна Шафикова.
18.02.2018 Rb7.Ru
Такой Алексей Насонов (слева) в сериале «Детективы» - готовый на любые хитрости сыщик... - Комсомольская правда Уфа
Как в кино: Главный телесыщик страны Алексей Насонов применял незаконные методы слежки в реальной жизни
Актер стал популярным после главной роли в многосерийном фильме «Детективы», который идет уже 12 лет - сначала на Первом канале,
Комсомольская правда Уфа
Спектакль «Пушкин» Московского губернского театра в Уфу привозят уже в третий раз. Фото : Марат МУЛЮКОВ. - Комсомольская правда Уфа
Сергей Безруков: В Уфе такие душевные люди
Популярный актер признался, что тронут приемом, который ему оказали в башкирской столице Мила КИЯН Народный артист России Сергей Безруков уже много лет привозит в Уфу спектакли Московского губернского драматического театра,
Комсомольская правда Уфа
mnogodetnie - Стерлитамакский рабочий
Пожарные извещатели – в каждый дом
Прибор поможет избежать беды Дети – это наше трудное, но такое желанное счастье.
Стерлитамакский рабочий
Дмитрий Колтаков увеличивает отрыв от соперников - БашинформУФА, 18 фев 2018. /ИА «Башинформ», Николай Ермоленко/.
19.02.2018 Башинформ
«Уфа» выиграла первый контрольный матч в Испании - Башинформ«Уфа» выиграла первый контрольный матч в Испании Фото: ФК "Уфа" «Уфа» выиграла первый контрольный матч в Испании Фото: ФК "Уфа" УФА, 18 фев 2018.
19.02.2018 Башинформ
«Салават Юлаев» сыграет товарищеский матч с «Нефтехимиком» - Башинформ«Салават Юлаев» сыграет товарищеский матч с «Нефтехимиком» Фото: ИА «Башинформ» «Салават Юлаев» сыграет товарищеский матч с «Нефтехимиком» Фото: ИА «Башинформ» УФА, 19 фев 2018.
19.02.2018 Башинформ
На церемонии открытия Олимпиады наши спортсмены прошли под нейтральным флагом Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН - Комсомольская правда Уфа
Мы пришли на Олимпиаду как люди в сером, но остались как Россия
Наш спецкор на Играх Дарья Асламова передает из Пхенчхана Дарья АСЛАМОВА - Вы уже никогда не отмоетесь.
Комсомольская правда Уфа
Фото: соцсети - Комсомольская правда Уфа
Стала известна причина скоропостижной смерти рапиристки Голосеевой
Российская фехтовальщица скончалась в возрасте 22 лет. Это стало шоком для всех Рустам МАКСЮТОВ rustam_maksiutov Башкирский и российский спорт понес невосполнимую потерю.
Комсомольская правда Уфа
Превосходили американцев во всех компонентах игры. У соперника шансов не было никаких Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН - Комсомольская правда Уфа
Вячеслав Фетисов: «Вижу нашу сборную по хоккею в финале Олимпиады»
Прославленный хоккеист, двукратный олимпийский чемпион рассказал "Комсомолке" об игре россиян на олимпийском турнире Максим ЧИЖИКОВ Сегодня наша хоккейная сборная обыграла всухую американцев – 4:0,
Комсомольская правда Уфа
На форуме в Сочи Рустэм Хамитов обсудил французские инвестиции в республику - БашинформНа форуме в Сочи Рустэм Хамитов обсудил французские инвестиции в республику Фото: пресс-служба Главы Башкортостана На форуме в Сочи Рустэм Хамитов обсудил французские инвестиции в республику Фото:
18.02.2018 Башинформ
Сергей Новиков дал интервью ИА России ТАСС - Минэконом развитияНа площадке Российского инвестиционного форума «Сочи – 2018» министр экономического развития Республики Башкортостан Сергей Новиков дал интервью корреспонденту Информационного агентства России ТАСС.
16.02.2018 Минэконом развития
17 февраля Глава Башкортостана Рустэм Хамитов в ходе рабочей поездки в Белорецкий район посетил социальные и инфраструктурные объекты, обсудил с руководством муниципалитета перспективы развития территории.
17.02.2018 Президент Республики Башкортостан
Администрация  Октябрьского отчиталась перед депутатами о своей деятельности за минувший год - БашинформАдминистрация Октябрьского отчиталась перед депутатами о своей деятельности за минувший год Фото:
16.02.2018 Башинформ
Рустэм Хамитов выступил с докладом на Российском инвестиционном форуме в Сочи | ГТРК «Башкортостан» - ГТРК БашкортостанСегодня в Сочи завершился Российский инвестиционный форум. На панельной сессии о моногородах с докладом выступил и Рустэм Хамитов.
16.02.2018 ГТРК Башкортостан